МБОУ Гимназия №16
Красноярск
  • Успешная практика

    Корпоративное управление организацией как условие непрерывного профессионального развития педагогов: от «линейности» к «цикличности»; от «локальности» к «универсальности»

    Ежегодно в конце учебного года в гимназии проводится самоанализ педагогами на выявление «точек роста» и дефицитной области в профессиональной деятельности. Появление профессионального стандарта «Педагог» позволило выделить управленческой команде совместно с педагогическим коллективом Гимназии трудовые действия как «сквозные» единицы непрерывного профессионального развития педагогов в условиях решения актуальных для образовательной организации задач управления. В конце 2019 самоанализ выявил несколько схожих моментов у большинства педагогов гимназии (75%), а именно:

    1. Объективное оценивание; 2. Планирование и проведение учебных занятий. Именно эти направления были определены как область затруднений. Кроме этого, анализ конфликтных ситуаций в течение года показал, что отсутствие единого подхода к критериям оценивания и организации урока также является причиной недопонимания между учеником, учителем, родителем. Таким образом, администрацией гимназии была определена тема корпоративного заказа гимназии представителям ККИПК, которая позволила решить управленческую задачу, связанную с разработкой единых требований к организации урока и оцениванию образовательных результатов учащихся. Организация курсов ПК предполагала формирование таких трудовых действий, как:

    1. Осуществление объективной оценки знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями учащихся (а именно, разрабатывать критерии оценки планируемых образовательных (предметных и метапредметных) результатов; определять способы оценивания достижения образовательных результатов; корректировать учебный процесс в соответствии достигнутыми образовательными результатами).
    2. Планирование и проведение учебных занятий (формулировать диагностичную цель обучения; осуществлять отбор содержания, направленного на достижение поставленной цели-результата; подбирать средства, методы, формы обучения в соответствии с планируемыми результатами; планировать учебное занятие). Была проведена встреча администрации гимназии с руководителем курсов, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дисциплин естественно-математического цикла, начального и общего образования КГОУ ДПО «Красноярский краевой институт развития образования» Солянкиной Натальей Леонидовной с целью обсуждения программы курсов. Коллективу была представлена программа курса на педагогическом совете руководителем курсов, педагоги принимали участие в её согласовании.  Каждая кафедра определила педагогов для обучения (было определено 25 педагогов).  Мотивация педагогов была обусловлена тем, что изначально в самоанализе педагоги указали желание восполнить «дефицитную зону», и тем, что принимали участие в согласовании программы на педагогическом совете.

    Освоение программы корпоративных курсов «Педагогический мониторинг как средство управления качеством обучения в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС» позволило педагогам:

    1. соотносить   содержание федерального государственного образовательного стандарта, результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и методические рекомендации, отражающие оценивание и мониторинг достижения планируемых результатов при разработке уроков.

     2. проектировать занятия с применением мониторинга учебного процесса

    Проект учебного занятия, включающий: описание темы, типа учебного занятия, планируемых результатов (предметных, метапредметных), а также деятельности педагога и обучающегося на каждом этапе (мотивационном, организационно-практическом, рефлексивном, оценочном) его реализации; кейс с набором учебных заданий; листы обратной связи (листы учебных достижений); критерии оценивания достижения планируемых результатов.

    3. реализовывать  занятия с применением мониторинга учебного процесса Учебное занятие, отражающее: целеполагание (совместно с обучающимися); самооценку и взаимоконтроль обучающихся на протяжении всего учебного занятия; фиксацию достижения планируемых предметных результатов в листах обратной связи; учебные ситуации, ориентированные на формирование предметных и метапредметных результатов; оценку достижения планируемых результатов по выработанным (предложенным) критериям; формы организации учебной деятельности, направленные на достижение планируемых результатов; включение обучающихся в достижение индивидуальных планируемых результатов.

    После обучения администрацией и педагогическим коллективом было принято решение:

    -продолжить обучение коллектива в данном направлении.  Был оформлен корпоративный заказ №2 КК ИПК и ПП РО на обучение 17 членов коллектива (2020 г).

    - разработать единые требования к организации урока и оцениванию учащихся, внести изменения/дополнения в локальные акты («Положение о внутренней системе оценки качества»). Были созданы творческие группы по разработке единых подходов к организации урока и оцениванию учащихся.

    - провести Фестиваль педагогических идей, который традиционно проходил в гимназии в апреле, в контексте тематики курсов. Был проведён Фестиваль педагогических идей как место для предъявления профессионального опыта в рамках темы «Мониторинг как средство управления качеством в образовании»

    Коллектив закончил обучение, Гимназия № 16 прошла процедуру валидации, став образовательной площадкой ККИПК (Приказ № 239 от 03.06.2020 г).

            В рамках организации деятельности площадки КИПК педагоги гимназии проводили открытые мероприятия (уроки, мастер-классы) в соответствии с планом-графиком    курсов ПК/ПП ИПК, а Фестиваль педагогических идей в рамках корпоративной темы приобрёл статус краевого (с 2022 по 2024 прошло 3 Фестиваля на уровне края)

    - определить решением педагогического совета методической темой гимназии в 2021г. «Педагогический мониторинг учебного процесса как условие достижения метапредметных результатов»

    У администрации и педагогического коллектива появилась потребность:

    -  разработать единые требования к организации урока и оцениванию учащихся (закрепление нового содержания локальными актами). Был разработан новый локальный акт: «Положение о требованиях к учебному занятию», внесены корректировки в «Положение о промежуточной аттестации и осуществлении текущего оценивания достижения планируемых результатов обучения», а  именно: единые критерии оценивания устного ответа, проекта, презентации.

    -продолжить обучение коллектива в данном направлении (через организацию внутришкольных семинаров для «новых» педагогов, пришедших в коллектив, по актуальным вопросам организации и проведения уроков в рамках методической темы гимназии с целью освоения ими данной технологии).

    В целом, появилась необходимость все содержательные изменения, направленные на совершенствование внутришкольной системы повышения квалификации педагогов и развития профессионального взаимодействия, «собрать» в модель, представив в виде  системы роста профессиональной компетентности педагогов через реализацию практики "Корпоративное управление непрерывным профессиональным  развитием педагогов: от «линейности» к «цикличности», от «локальности» к «универсальности»

    Циклическая схема непрерывного профессионального развития педагогов Гимназии имеет следующий вид:

    • диагностика профессиональных дефицитов и потребностей педагогов по "сквозным"  трудовым  действиям;
    • оформление планируемых результатов  профессиональной деятельности по каждому "сквозному" трудовому действию педагогов  Гимназии на ключевых этапах их профессионального развития;
    • диагностика  результатов восполнения профессиональных дефицитов и потребностей  в развитии "сквозных" трудовых действий педагогов гимназии.

    В результате, во-первых,  стало возможным привлечь педагогов к разделению меры ответственности  с управленческой командой Гимназии за  выбор направления и оформление планируемых результатов непрерывного профессионального развития педагогов в контексте решения управленческой задачи Гимназии. Во-вторых, за счет оперативного реагирования на возникающие профессиональные дефициты и потребности педагогов использование корпоративного управления, как качественно нового механизма, позволило  обеспечить непрерывность процесса профессионального развития педагогов Гимназии в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг г. Красноярска. В-третьих, ОУ вышло из списка школ с низкими образовательными результатами

    Цель практики: разработать модель и механизмы корпоративного управления непрерывным профессиональным развитием педагогов на основе диагностики их профессиональных дефицитов и потребностей, внедрить их в деятельность  Гимназии № 16 г.Красноярска.

    Задачи:

    1. Разработать модель корпоративного управления непрерывным профессиональным развитием педагогов на основе диагностики их профессиональных дефицитов и потребностей в Гимназии
    2. Внедрить  модель корпоративного управления  в практику образовательной организации через создание нормативно-организационных условий  и механизмов управления
    3. Установить возможности профессионального взаимодействия Гимназии с партнерами-организациями как ресурсом непрерывного профессионального развития педагогов и нормативно оформить эти  взаимодействия.

    Базовый принцип практики


    В основе корпоративного управления непрерывным профессиональным развитием педагогов Гимназии лежат принципы: корпоративного единства, ориентации на диагностику профессиональных дефицитов и потребностей, взаимодействия с неопределенностью, многоуровневого лидерства, циклической уникальности; содержательной универсальности, уровневой дифференциации (позиционирование уровня квалификации).

    • Принцип корпоративного единства проявляется в принадлежности каждого члена коллектива к корпоративному сообществу под названием «Гимназия №16  города Красноярска» и идентификации себя как части его. Единение основано на принятии каждым членом коллектива МБОУ Гимназия № 16 г.Красноярска, с одной стороны, ценностных ориентиров деятельности, корпоративного духа, корпоративных идей, корпоративных норм и правил. С другой - на позиционировании себя как уникального работника, мнение которого услышано, профессиональная деятельность ценна, результаты профессиональной деятельности значимы для образовательной организации.
    • Принцип уровневой дифференциации отражает гетерогенность команды Гимназии по уровню проявления «сквозных» трудовых действий и определяет вектор профессионального развития каждого ее члена. В МБОУ Гимназия № 16 г.Красноярска выделено три уровня, каждый из которых отражает функциональную и содержательную позицию профессиональной деятельности: «учитель», «методист», «проектировщик».

    Учитель выбирает для себя позиции (от одной до нескольких).

    •  Принцип ориентации на диагностику отражает обнаружение/выявление у каждого члена Команды профессиональных дефицитов по «сквозным» трудовым действиям в соответствии с профессиональным стандартом педагога, а также профессиональные потребности на том или ином уровне непрерывного профессионального развития. В качестве инструментов диагностики профессиональных потребностей применяется самоанализ.
    • Принцип взаимодействия с неопределенностью проявляется в способности команды Гимназии находить выход из нестандартных ситуаций в соответствии с корпоративными нормами и правилами деятельности образовательной организации.
    • Принцип многоуровневого лидерства проявляется в создании и поддержании внутрикорпоративной среды, способствующей продуктивным деловым коммуникациям, инициативности, делегированию ответственности и полномочий в управлении непрерывным профессиональным развитием педагогов Гимназии.
    • Принцип циклической уникальности отражает характер непрерывного профессионального развития педагогов, в котором соблюдается последовательность перехода с одного уровня владения корпоративными «сквозными» трудовыми действиями на другой в контексте позиционной модели. 
    • Принцип содержательной универсальности характеризуется возможностью применения механизма корпоративного управления для обеспечения непрерывного профессионального развития любых «сквозных» трудовых действий педагогов в контексте актуальных задач управления Гимназией.

    Введение и апробация позиционной модели непрерывного профессионального развития педагогов через реализацию практики осуществляется в рамках методической деятельности по развитию 2 трудовых действий:

    1) Осуществление оценки; 2) планирование и проведение учебного занятия.

    Средствами реализации практики являются:

    Правовые:

    • разработка и принятие изменений в нормативные локальные акты, устанавливающих  содержательную и критериальную базу («Положение о требованиях к учебному занятию», внесены корректировки в «Положение о промежуточной аттестации и осуществлении текущего оценивания достижения планируемых результатов обучения», а  именно: единые критерии оценивания устного ответа, проекта, презентации),  а также процедуры и  инструменты  диагностики профессиональных дефицитов и потребностей педагогов Гимназии в позиционной модели непрерывного профессионального  развития (Самоанализ педагога)
    • разработка и принятие нормативных локальных актов, регламентирующих механизм участия педагогов в корпоративном управлении непрерывным профессиональным развитием, формы и технологии корпоративного обучения и методического сопровождения педагогов в МБОУ Гимназия № 16 (Положение о Фестивале педагогических идей)
    • утверждение соглашения с КГОУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (далее – Красноярский ИПК) о сетевой форме реализации дополнительной профессиональной программы «Мониторинг учебного процесса как условие достижения метапредметных результатов обучения» на базе Гимназии, а также с другими организациями.

    Экономические:

    • планирование объема финансовых затрат (бюджетных средств) на дополнительное профессиональное образование педагогов по результатам диагностики их профессиональных дефицитов и потребностей с учетом позиционной модели непрерывного профессионального развития педагогов Гимназии;
    • планирование финансовых затрат на выплату стимулирующего характера за качество и эффективность профессиональной деятельности  педагогов Гимназии в условиях реализации  позиционной модели непрерывного профессионального их развития;
    • планирование финансовых затрат на разработку и издание методических сборников, публикации статей в федеральных и региональных научно-методических издательствах;
    • планирование финансовых затрат на развитие инфраструктуры для организации работы педагогов;
    • планирование объемов финансовых затрат на популяризацию корпоративного управления как качественно нового механизма, позволяющего обеспечить непрерывность процесса профессионального развития педагогов Гимназии в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг г. Красноярска, Красноярского края, РФ.

    Организационно-управленческие:

    • разработка календарного плана реализации модели  непрерывного профессионального развития команды Гимназии по результатам диагностики профессиональных дефицитов и потребностей педагогов в условиях реализации позиционной модели непрерывного профессионального развития;
    • реализация  статуса базовой образовательной  площадки с Красноярским ИРО по направлениям непрерывного профессионального развития педагогов Гимназии  в контексте реализации позиционной модели;
    • сетевое взаимодействие Гимназии с Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;
    • непосредственное взаимодействие с образовательными организациями, информационно-методическими центрами по   популяризации корпоративного управления как качественно нового механизма, позволяющего обеспечить непрерывность процесса профессионального развития педагогов Гимназии

     Результаты внедрения практики: 

    • Внедрены механизмы корпоративного управления непрерывным профессиональным развитием педагогов на основе диагностики профессиональных дефицитов и  потребностей в практику МБОУ Гимназия № 16 г. Красноярска.
    • Нормативно обустроено функционирование механизмов корпоративного управления непрерывным профессиональным развитием педагогов на основе диагностики профессиональных дефицитов и  потребностей  в практике  Гимназии.
    • Разработана, апробирована и внедрена позиционная модель непрерывного профессионального развития педагогов в условиях введения корпоративного управления в Гимназии (на примере двух «сквозных» трудовых действий:  осуществление оценки и планирование учебного занятия)
    • Гимназия является образовательной площадкой ККИПК (Приказ № 239 от 03.06.2020 г) «Педагогический мониторинг учебного процесса как условие достижения метапредметных результатов»
    • Обучено более 100 педагогов Красноярского края в рамках организации деятельности площадки через реализацию программы «Педагогический мониторинг учебного процесса как условие достижения метапредметных результатов»-руководитель Солянкина Н.Л., доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дисциплин естественно-математического цикла, начального и общего образования КГОУ ДПО «Красноярский краевой институт развития образования»
    • Разработан и апробирован инструмент диагностики профессиональных дефицитовАнкета-самоанализ») в контексте позиционной модели непрерывного профессионального развития педагогов Гимназии.
    • Создана команда педагогов-лидеров Гимназии, включенных в корпоративное управление непрерывным профессиональным развитием на основе диагностики профессиональных дефицитов и потребностей: 100% педагогов–попробовали себя в позиции «учитель», 60%- "методист", 30%- «проектировщик»:

    - 100% педагогов самоопределились по вектору профессионального развития и позиционного уровня («учитель», «методист», «проектировщик»);

    - 100 % педагогов предъявили профессиональный опыт на Фестивале педагогических идей (на  школьном уровне, в рамках данного мероприятия педагоги представили  свой профессиональный опыт в роли «УЧИТЕЛЯ»);

    - 60% - профессиональный опыт был предъявлен на Фестивале педагогических идей на краевом уровне, который 3-ий год проходит на базе гимназии, также педагогами

    проведены            открытые мероприятия (уроки, мастер- классы) в соответствии с планом-графиком              курсов ПК/ПП ИПК по теме «Педагогический мониторинг учебного процесса как условие достижения  метапредметных результатов», педагоги представили свой опыт в роли «МЕТОДИСТА»;

    -30 %- представили свой опыт в роли «ПРОЕКТИРОВЩИКА» в рамках организации деятельности творческих групп по разработке новой Образовательной программы ОУ с учётом обновлённых ФГОС, на стажировочной площадке в рамках курсов повышения квалификации для учителей математики(срок – 2022 г)

    • Создана система мотивации и удовлетворения потребностей в профессиональном развитии педагогов Гимназии посредством вовлечения их в корпоративное управление (на примере двух «сквозных» трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»): проведено 3 семинара для вновь прибывших педагогов гимназии с целью  погружения в практику конструирования форматов корпоративного взаимодействия и образовательных событий: внесены корректировки в локальный акт «О стимулирующих выплатах педагогам МБОУ Гимназия № 16».
    • 3 педагога гимназии включены в список федеральных экспертов, выполняющих профессионально-общественную экспертизу дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
    • Ряд педагогов по собственной инициативе начал комментировать отметку в электронном журнале.
    • Уменьшилось количество конфликтных ситуаций между родителями и педагогами по вопросу необъективного оценивания учащихся, обсуждение перешло из деструктивного поля в нормативное (участники образовательных отношений стали обсуждать критерии оценивания), например, в 2022-23 учебном году было 6 обращений со стороны родителей по вопросу выставления отметки, в 2023-24 - 3, причём обсуждения касались «критериев» в локальных актах, которые были уточнены и отредактированы.
    • Педагоги стали проявлять инициативу по вопросу совместного обсуждения уроков, мастер-классов накануне представления профессионального опыта (разработческие группы стали появляться не только на основании плана гимназии)
    • Динамика по основным предметам (ЕГЭ,ОГЭ)
    Найдено: 1

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике