Ежегодно в конце учебного года в гимназии проводится самоанализ педагогами на выявление «точек роста» и дефицитной области в профессиональной деятельности. Появление профессионального стандарта «Педагог» позволило выделить управленческой команде совместно с педагогическим коллективом Гимназии трудовые действия как «сквозные» единицы непрерывного профессионального развития педагогов в условиях решения актуальных для образовательной организации задач управления. В конце 2019 самоанализ выявил несколько схожих моментов у большинства педагогов гимназии (75%), а именно:
1. Объективное оценивание; 2. Планирование и проведение учебных занятий. Именно эти направления были определены как область затруднений. Кроме этого, анализ конфликтных ситуаций в течение года показал, что отсутствие единого подхода к критериям оценивания и организации урока также является причиной недопонимания между учеником, учителем, родителем. Таким образом, администрацией гимназии была определена тема корпоративного заказа гимназии представителям ККИПК, которая позволила решить управленческую задачу, связанную с разработкой единых требований к организации урока и оцениванию образовательных результатов учащихся. Организация курсов ПК предполагала формирование таких трудовых действий, как:
- Осуществление объективной оценки знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями учащихся (а именно, разрабатывать критерии оценки планируемых образовательных (предметных и метапредметных) результатов; определять способы оценивания достижения образовательных результатов; корректировать учебный процесс в соответствии достигнутыми образовательными результатами).
- Планирование и проведение учебных занятий (формулировать диагностичную цель обучения; осуществлять отбор содержания, направленного на достижение поставленной цели-результата; подбирать средства, методы, формы обучения в соответствии с планируемыми результатами; планировать учебное занятие). Была проведена встреча администрации гимназии с руководителем курсов, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дисциплин естественно-математического цикла, начального и общего образования КГОУ ДПО «Красноярский краевой институт развития образования» Солянкиной Натальей Леонидовной с целью обсуждения программы курсов. Коллективу была представлена программа курса на педагогическом совете руководителем курсов, педагоги принимали участие в её согласовании. Каждая кафедра определила педагогов для обучения (было определено 25 педагогов). Мотивация педагогов была обусловлена тем, что изначально в самоанализе педагоги указали желание восполнить «дефицитную зону», и тем, что принимали участие в согласовании программы на педагогическом совете.
Освоение программы корпоративных курсов «Педагогический мониторинг как средство управления качеством обучения в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС» позволило педагогам:
1. соотносить содержание федерального государственного образовательного стандарта, результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и методические рекомендации, отражающие оценивание и мониторинг достижения планируемых результатов при разработке уроков.
2. проектировать занятия с применением мониторинга учебного процесса
Проект учебного занятия, включающий: описание темы, типа учебного занятия, планируемых результатов (предметных, метапредметных), а также деятельности педагога и обучающегося на каждом этапе (мотивационном, организационно-практическом, рефлексивном, оценочном) его реализации; кейс с набором учебных заданий; листы обратной связи (листы учебных достижений); критерии оценивания достижения планируемых результатов.
3. реализовывать занятия с применением мониторинга учебного процесса Учебное занятие, отражающее: целеполагание (совместно с обучающимися); самооценку и взаимоконтроль обучающихся на протяжении всего учебного занятия; фиксацию достижения планируемых предметных результатов в листах обратной связи; учебные ситуации, ориентированные на формирование предметных и метапредметных результатов; оценку достижения планируемых результатов по выработанным (предложенным) критериям; формы организации учебной деятельности, направленные на достижение планируемых результатов; включение обучающихся в достижение индивидуальных планируемых результатов.
После обучения администрацией и педагогическим коллективом было принято решение:
-продолжить обучение коллектива в данном направлении. Был оформлен корпоративный заказ №2 КК ИПК и ПП РО на обучение 17 членов коллектива (2020 г).
- разработать единые требования к организации урока и оцениванию учащихся, внести изменения/дополнения в локальные акты («Положение о внутренней системе оценки качества»). Были созданы творческие группы по разработке единых подходов к организации урока и оцениванию учащихся.
- провести Фестиваль педагогических идей, который традиционно проходил в гимназии в апреле, в контексте тематики курсов. Был проведён Фестиваль педагогических идей как место для предъявления профессионального опыта в рамках темы «Мониторинг как средство управления качеством в образовании»
Коллектив закончил обучение, Гимназия № 16 прошла процедуру валидации, став образовательной площадкой ККИПК (Приказ № 239 от 03.06.2020 г).
В рамках организации деятельности площадки КИПК педагоги гимназии проводили открытые мероприятия (уроки, мастер-классы) в соответствии с планом-графиком курсов ПК/ПП ИПК, а Фестиваль педагогических идей в рамках корпоративной темы приобрёл статус краевого (с 2022 по 2024 прошло 3 Фестиваля на уровне края)
- определить решением педагогического совета методической темой гимназии в 2021г. «Педагогический мониторинг учебного процесса как условие достижения метапредметных результатов»
У администрации и педагогического коллектива появилась потребность:
- разработать единые требования к организации урока и оцениванию учащихся (закрепление нового содержания локальными актами). Был разработан новый локальный акт: «Положение о требованиях к учебному занятию», внесены корректировки в «Положение о промежуточной аттестации и осуществлении текущего оценивания достижения планируемых результатов обучения», а именно: единые критерии оценивания устного ответа, проекта, презентации.
-продолжить обучение коллектива в данном направлении (через организацию внутришкольных семинаров для «новых» педагогов, пришедших в коллектив, по актуальным вопросам организации и проведения уроков в рамках методической темы гимназии с целью освоения ими данной технологии).
В целом, появилась необходимость все содержательные изменения, направленные на совершенствование внутришкольной системы повышения квалификации педагогов и развития профессионального взаимодействия, «собрать» в модель, представив в виде системы роста профессиональной компетентности педагогов через реализацию практики "Корпоративное управление непрерывным профессиональным развитием педагогов: от «линейности» к «цикличности», от «локальности» к «универсальности»
Циклическая схема непрерывного профессионального развития педагогов Гимназии имеет следующий вид:
- диагностика профессиональных дефицитов и потребностей педагогов по "сквозным" трудовым действиям;
- оформление планируемых результатов профессиональной деятельности по каждому "сквозному" трудовому действию педагогов Гимназии на ключевых этапах их профессионального развития;
- диагностика результатов восполнения профессиональных дефицитов и потребностей в развитии "сквозных" трудовых действий педагогов гимназии.
В результате, во-первых, стало возможным привлечь педагогов к разделению меры ответственности с управленческой командой Гимназии за выбор направления и оформление планируемых результатов непрерывного профессионального развития педагогов в контексте решения управленческой задачи Гимназии. Во-вторых, за счет оперативного реагирования на возникающие профессиональные дефициты и потребности педагогов использование корпоративного управления, как качественно нового механизма, позволило обеспечить непрерывность процесса профессионального развития педагогов Гимназии в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг г. Красноярска. В-третьих, ОУ вышло из списка школ с низкими образовательными результатами
Цель практики: разработать модель и механизмы корпоративного управления непрерывным профессиональным развитием педагогов на основе диагностики их профессиональных дефицитов и потребностей, внедрить их в деятельность Гимназии № 16 г.Красноярска.
Задачи:
- Разработать модель корпоративного управления непрерывным профессиональным развитием педагогов на основе диагностики их профессиональных дефицитов и потребностей в Гимназии
- Внедрить модель корпоративного управления в практику образовательной организации через создание нормативно-организационных условий и механизмов управления
- Установить возможности профессионального взаимодействия Гимназии с партнерами-организациями как ресурсом непрерывного профессионального развития педагогов и нормативно оформить эти взаимодействия.